С 1 июля вступают в силу отдельные положения Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2018 г. № 219. Согласно этому решению, вводятся в действие пункты 1 и 18 Перечня стандартов, необходимых для исполнения требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств»*, предусматривающие применение ГОСТ 33670-2015 «Автомобильные транспортные средства единичные. Методы экспертизы и испытаний для проведения оценки соответствия» в отношении импортируемых на территорию Евразийского экономического союза подержанных автомобилей.
В отношении таких автомобилей вводятся процедуры инструментальной оценки соответствия для получения свидетельства о безопасности их конструкции – СБКТС (оценка безопасности впервые ввозимых автомобилей, не являющаяся техническим осмотром находящихся в эксплуатации транспортных средств).
Для подготовки к вступлению этой нормы в Российской Федерации создана специальная рабочая группа**, результатами работы которой стало:
Создание необходимой лабораторной инфраструктуры. На территории Дальневосточного федерального округа, на который приходится большая часть ввоза подержанных автомобилей (около 100 тысяч единиц из порядка 130 тысяч единиц в год всего по России), получили необходимую аккредитацию и полностью функционируют 10 лабораторий с общей расчетной мощностью около 100 тысяч автомобилей в год.
Особо необходимо отметить создание ведущей отраслевой государственной организацией ГНЦ ФГУП «НАМИ» лаборатории с расчетной мощностью более 30 тысяч автомобилей в год.
Также на территории Дальневосточного федерального округа создано и находятся в разной степени готовности к работе еще 6 лабораторий, включая лабораторию на территории Сахалинской области.
На территории других регионов функционируют еще 12 лабораторий, расположенных в г. Москве, г. Санкт-Петербурге, Республике Татарстан, Чувашской Республике, Московской, Нижегородской, Калининградской и Новосибирской областях.
Создание на Дальнем Востоке более 150 высококвалифицированных рабочих мест, позволяющих обеспечить занятость технических экспертов, в том числе с привлечением из других регионов, что станет заделом для качественного развития в регионе автотранспортной отрасли в целом.
Сокращение срока получения необходимых разрешительных документов с двух и более дней до режима «день в день». Еще в мае этого года в партнерстве с АО «Электронный паспорт» (входит в структуру Госкорпорации «Ростех») была запущена система оформления свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС) в электронном виде (ЭСБКТС), которая позволяет автоматически без лишних трудозатрат заносить необходимые сведения в систему электронных паспортов (ЭПТС). На текущий момент лабораториями оформлено порядка 1 тысяч ЭСБКТС и ЭПТС на их основе. Теперь автомобили будут выходить из лабораторий «под ключ» с полным комплектом документов, необходимых для государственной регистрации.
Исключение попадания на российские дороги опасных транспортных средств. По оценкам экспертов на аварийные автомобили, т.н. «утопленники» и другую некондиционную технику приходится как минимум 10 % импорта подержанных автомобилей. Проверка в лабораторных условиях ввозимой техники позволит защитить автовладельцев от продажи им техники, представляющей угрозу для жизни и здоровья.
При возникновении вопросов, связанных с оформлением ЭСБКТС и ЭПТС, все заинтересованные лица могут обращаться в Росстандарт по адресу электронной почты: sgosnad@rst.gov.ru, либо в центр обработки заявок АО «Электронный паспорт» по адресу: help.elpts.ru.12:29
* Перечень международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия — национальных (государственных) стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования, утвержденный Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2018 г. № 219.
** Рабочая группа по вопросу подготовки к применению ГОСТ 33670-2015 «Автомобильные транспортные средства единичные. Методы экспертизы и испытаний для проведения оценки соответствия» создана решением Межведомственной рабочей группы по противодействию незаконному обороту продукции автомобильной промышленности, железнодорожного, сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения при Государственной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции по поручению руководителя Росстандарта в 2019 году с целью создания и запуска необходимой лабораторной инфраструктуры для оперативного и прозрачного проведения оценки соответствия. В рабочую группу вошли представители Минпромторга России, МВД России, ФТС России, Росаккредитации, ФГУП «НАМИ».