Тенденция к снижению топливного суррогата объяснима. Во-первых, производитель уже хорошо знает свою обязанность — декларировать соответствие продукции требованиям технического регламента ТР ТС 013/2011 «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту». Во-вторых, весьма существенно повысилась ответственность за нарушение требований этого регламента и Федерального закона №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений». Нарушения в части маркировки, информации для потребителя и обязательного подтверждения несоответствия сулят штраф от 100 до 300 тыс. рублей. А за продажу некачественного топлива с 2018 года введены «оборотные» штрафы. Это 1% от суммы выручки от реализации топлива за календарный год, но не менее 500 тыс. рублей. Повторное нарушение – 3% (не менее 2 млн. руб.) или приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Трудно понять логику противоправных действий людей, знающих о возможных последствиях, но факты такие есть, и отнюдь не единичные. На территории РФ 18 субъектов, где количество заправок с некачественным топливом превышает 20%. В Уральском федеральном округе и вовсе 31,9%. Зато Башкортостан и большинство субъектов Приволжского федерального округа на Карте качества топлива окрашены лояльным зеленым цветом (менее 5% нарушений). Эта карта составляется Росстандартом по итогам проверок в рамках информационного проекта «Топливо без обмана».
А еще, в рамках того же проекта, разработана Методичка-памятка «Что нужно знать при заправке топливом на АЗС», воспользоваться которой может любой желающий. Памятка содержит много интересной и полезной информации о видах и марках топлива, о законах и стандартах, действующих в этой сфере, о самых распространенных нарушениях и о том, как на них реагировать. Жалуются люди, как правило, на «недолив» и на низкое качество топлива. И если первая проблема бьет только по карману, то фальсифицированное топливо может стать причиной поломки машины, а это уже вопрос безопасности. В топливе может быть превышена массовая доля серы, у автомобильного бензина может оказаться ниже заявленного «октановое число» (92, 95, 98…), а у дизельного топлива выявиться несоответствие по показателю «температура вспышки с закрытом тигле» и др.
Конечно, можно попытаться восстановить справедливость самостоятельно, но, как разъясняет Росстандарт, определение уровня топлива «на глаз» или использование портативных устройств для измерения октанового числа не дают достоверных результатов. Качество можно проверить только в лаборатории. Зато можно инициировать проверку недобросовестной АЗС – написать обращение, приложить чеки и справки. Есть в методичке даже примеры таких обращений.
…А защитой от «недолива» по-прежнему служит ежегодная поверка топливораздаточных колонок АЗС (за прошлый год специалисты ФБУ «ЦСМ Республики Башкортостан» поверили 7800 колонок) и мерников, к помощи которых потребитель может прибегнуть, засомневавшись в количестве отпущенного ему топлива. С согласия и в присутствии администрации АЗС, разумеется. Отказываются? Вот тогда жалуйтесь. Координаты инспекций в памятке тоже есть.