Госуслуги
× Главная История ЦСМ Руководство Отделы Филиалы Профком Документы Сведения о вакантных должностях Контакты Метрология Стандартизация Испытания Сертификация Оценка компетентности и экспертиза ИЛ Межлабораторные сравнительные испытания Испытательный центр продукции и услуг клиентам Метрология Стандартизация Испытания Сертификация Оценка компетентности и экспертиза ИЛ Межлабораторные сравнительные испытания Испытательный центр продукции и услуг Новости Контакты для СМИ
  • Поверка счетчиков воды / газа
  • статус заказа прием/выдача СИ

    НОВОСТИ

    Вторник 12.01.2021 09:01

    стандарты и качество

    Качество и содержание межгосударственных стандартов


    Инфраструктура качества — фундамент экономической интеграции стран – членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС), без которого политический союз существовать не может. Практически во всех государствах, входящих в Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС) и государствах — членах ЕАЭС сложилась своя национальная инфраструктура качества. Чтобы интеграционное объединение укреплялось, чтобы установились тесные связи между экономическими операторами и регуляторами государств – членов ЕАЭС, нужна региональная инфраструктура качества, в основе которой лежат единые базовые принципы. Для ее формирования, а также для того чтобы система действовала в интересах всего интеграционного объединения и, конечно, в национальных интересах государств, которые в него входят, необходимы единые или хотя бы гармонизированные стандарты и тесная координация в работе органов по стандартизации.

    О развитии и совершенствовании инфраструктуры качества, роли и месте национальных институтов по стандартизации в построении эффективно работающей системы, об опыте сотрудничества и форматах совместной работы в рамках ЕАЭС рассказывают руководители национальных институтов по стандартизации.

    АМИРХАНОВА Еркежан Магауиновна, заместитель генерального директора Казахстанского института стандартизации и сертификации (КазИнСт)

    Развитие единой площадки для разработки региональных стандартов

    В разрезе интеграционных процессов, которые сегодня идут, первоочередная задача каждого государства, задача бизнеса ― освоение новых рынков. В этом контексте одна из центральных тем – формирование единой региональной инфраструктуры качества.

    Формирование инфраструктуры качества начинается со стандартов, с тех норм, требований, которые закладываются для продукции, для процессов производства.

    В стандартизации важную роль играют ГОСТы, региональные документы, по которым работали еще в советский период. Сохранение их статуса в рамках ЕАЭС было правильным решением. Однако пришло время задуматься, что следует улучшить в процессах разработки и дальнейшей имплементации этих документов, чтобы со временем на основе ГОСТов начали разрабатывать международные документы. Это должно стать определенной планкой для стандартизаторов, и уже есть темы, которые выдвигают страны – члены МГС и ЕАЭС в рамках международной стандартизации.

    К сожалению, существуют препятствия для повсеместного внедрения ГОСТов. Во-первых, низкая вовлеченность: некоторые страны либо неактивно, либо формально участвуют в процессах разработки, в голосовании. Эта проблема актуальна, в том числе, и для Казахстана. Мы уже вносим изменения во внутригосударственные процессы голосования: даем отсчетную точку, после прохождения которой будет считаться, что государственный орган проголосовал за документ. Надо реализовывать дополнительные меры, которые будут способствовать ускоренному принятию важных актуальных документов. Это проблема технического характера, и в наших силах изменить ситуацию.

    Другое препятствие ― актуальность перечней. В последние годы, выполняя научные работы в рамках ЕЭК, мы столкнулись с тем, что в перечнях присутствуют неактуальные ГОСТы, нескоординировано отменяются находящиеся в них национальные стандарты, что негативно отражается на работе предприятий.

    Подробнее хотелось бы остановиться на качестве и содержании ГОСТов. Самые большие на сегодняшний день проблемы ― это их возраст, а также устаревшие ссылочные документы, что вынуждает бизнес и даже страны сокращать сферу их применения и переходить на национальные стандарты. Проведя анализ межгосударственных стандартов, мы столкнулись со следующей ситуацией: например, в строительной отрасли порядка 80% стандартов на строительные изделия и конструкции содержат ссылки на серийные альбомы, типовые проекты, чертежи, которые были разработаны еще в советское время и технически устарели. Казахстанские компании считают невозможным работать по этим документам, поскольку ссылочные добавочные документы не были актуализированы, несмотря на произошедшие изменения.

    В связи с этим в Казахстане у предприятий два основных пути: либо переходить на стандарты организаций, либо, если речь идет о больших проектах, в особенности связанных с иностранными инвестициями, напрямую работать по международным документам. С точки зрения законодательства это возможно. Работа напрямую с международными документами открывает хорошие перспективы для экспортеров. Но здесь возникают вопросы. Насколько наши предприятия готовы работать по новым международным стандартам? Насколько развита наша промышленность с учетом того, что уровень экономики, производства во всех станах МГС и ЕАЭС разный, а мы говорим о региональных документах? Все вопросы надо продумывать, чтобы потом не пришлось избегать ГОСТов. Такая тенденция существует, но когда стоит вопрос об экспорте, о взаимных поставках, то работа только по национальным документам порождает проблемы. С учетом того, что сейчас уровень ГОСТов значительно отстает от международных аналогов, их актуализация в соответствии с современными потребностями бизнеса и научными достижениями в той или иной отрасли жизненно необходима.

    Для решения накопившихся проблем в части актуализации ГОСТов требуется на регулярной основе определять их научно-технический уровень. К сожалению, до сих пор нет единых подходов, единого понимания, что значит научно-технический уровень стандарта, как его определять. Правда, в ГОСТ 1.2—20151 есть целый раздел об обновлении стандартов, но там прописано только, что определение научно-технического уровня осуществляют межгосударственные технические комитеты по стандартизации (МТК), которые, к сожалению, редко самостоятельно выполняют эту работу. В Международной организации по стандартизации (ИСО) и Международной электротехнической комиссии (МЭК) сегодня существует процедура анкетирования: каждые 5 лет проводится системный обзор на предмет актуальности стандартов.

    Обсуждая эти проблемы в рамках работы Совета по стандартизации и формируемого плана по совершенствованию деятельности в сфере стандартизации, мы пришли к выводу, что к данному виду работ необходим единый подход ― методологический документ,

    который бы устанавливал понятие научно-технического уровня, описывал формы, методы, периодичность и критерии его оценки. Эти функции должны выполнять

    национальные органы по стандартизации и межгосударственные технические комитеты. Казахстан взял на себя инициативу разработать подобный документ совместно с институтами стран ― членов ЕАЭС. Надеюсь, что уже в 2021 г. мы сможем представить готовый проект.

    СКУРАТОВ Александр Геннадьевич, директор Белорусского государственного института стандартизации и сертификации (БелГИСС)

    Направления совершенствования инфраструктуры качества Республики Беларусь

    Вопрос развития инфраструктуры качества поднимается в Республике Беларусь на правительственном уровне. Государственному комитету по стандартизации Республики Беларусь (Госстандарту) и, соответственно, БелГИССу, как национальному институту по стандартизации, было поручено разработать программу «Качество ― 2021–2025» (программа «Качество»), которая направлена на обеспечение повышения качества продукции и услуг как одной из основных задач предстоящей пятилетки.

    Программа «Качество» ― многоступенчатый проект. Во-первых, это верхнеуровневая программа развития инфраструктуры качества республики в целом. Во-вторых, это отраслевые программы ведущих отраслей республики. Для государственных предприятий предусматривается на основе отраслевых программ качества разработка либо программ качества предприятий, либо соответствующих разделов в бизнес-планах. Цель программы ― создание условий для повышения качества и конкурентоспособности продукции на принципах оптимального соотношения цена/качество и развития соответствующей инфраструктуры.

    Ключевые показатели программы в первую очередь связаны с направлениями стандартизации, оценки соответствия, метрологии, аккредитации, с практикой проведения испытаний, цифровизацией сферы технического регулирования в целом и стандартизации в частности.

    Центральным элементом программы «Качество» является План мероприятий по реализации программы. Республика Беларусь имеет открытую многоотраслевую экономику, поэтому развитие стандартизации оказывает серьезное влияние на экспортоориентированность и конкурентоспособность продукции. Разработка стандартов предусмотрена по всем направлениям деятельности, при этом мы планируем, что более активное участие в разработке стандартов начнут принимать отрасли и у нас появятся отраслевые и целевые программы по стандартизации.

    Приоритетными направлениями являются работы по стандартизации в сфере цифровой трансформации, атомной энергетики, развития электротранспорта, экологии, энергоэффективности, строительства. И, конечно, встает вопрос об оценке эффективности стандартов, поэтому разработка и введение механизма оценки результативности стандартов видится как одна из ключевых задач.

    Что касается технических условий (ТУ). В отличие от практики других стран ТУ занимают важное место в белорусской системе производства. Мы уверены, что институт проверки ТУ необходимо реанимировать и он должен развиваться.

    С учетом того, что сейчас в стране активно развивается отраслевая стандартизация, сформировалась необходимость увеличить участие реального сектора экономики, отраслевых институтов по стандартизации, национального института по стандартизации не только в международных и региональных технических комитетах, но и в отраслевых ассоциациях по стандартизации либо по узким направлениям соответствующих отраслей.

    Достаточно серьезный вопрос ― актуальность стандартов. В 2020 г. мы совместно с представителями промышленности провели оценку научно-технического уровня порядка тысячи межгосударственных стандартов. В результате было выявлено всего лишь около 50% стандартов, которые либо не применяются принципиально на территории Республики Беларусь, либо уже заменены более новыми версиями.

    Проблема состоит в том, что только порядка 28% стандартов соответствует научно-техническому уровню с точки зрения ссылочного аппарата, терминологии. В связи с этим наша задача ― актуализация, внесение изменений в стандарты. Да, компании применяют действующие стандарты, у них разработаны конструкторская документация, ТУ на основе этих стандартов, но если не появляются перспективные требования, если регулятор не двигает промышленность вперед, то сохраняется достаточно сильный консерватизм, по крайней мере на предприятиях государственного сектора.

    Для экономики страны важны и наличие актуальных требований, и высокий уровень гармонизации стандартов. Поэтому проведение работ по оценке научно-технического уровня стандартов находится на особом контроле Госстандарта. Мы выступили с инициативой, чтобы стандарты, в которые не вносятся изменения, допустим, в течение двух лет, отменять. Это позволит осуществлять внедрение европейских международных стандартов путем имплементации их требований в ТУ предприятий. Таким образом мы планируем стимулировать решение вопросов проверки научно-технического уровня стандартов непосредственно в отраслях. Переход должен быть последовательным, но с элементом ускорения.

    Если говорить о результатах, которые мы ожидаем от внедрения программы «Качество» с точки зрения повышения конкурентоспособности продукции и услуг, то это непосредственное повышение качества продукции и услуг до уровня, востребованного рынком, при конкурентной среде и в оптимальные сроки. Достичь поставленной цели планируем путем повышения результативности в первую очередь систем управления/менеджмента, создания инфраструктуры качества, приоритезации направлений инновационного развития для оптимизации ресурсов. Основная ставка делается на соответствующие отраслевые программы качества, которые будут комплексно предусматривать вопросы развития инфраструктуры качества непосредственно в отраслях. А учитывая, что в Республике Беларусь имеются отраслевые органы государственного управления, считаю, что намеченные задачи будут успешно реализованы.

    Материал подготовила заместитель главного редактора журнала «Стандарты и качество» Наталья Быкова

    Назад